Газета Минбар Ислама
Энциклопедический словарь
Время намазов на сегодня
Намаз на
17 октября 2018
Екатеринбург
05:34
Фаджр
07:34
Шурук
12:43
Зухр
15:54
Аср
17:51
Магриб
19:21
Иша

Ризаэтдин Фахретдин: Пять врат развода

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Самым ненавистным из дозволенного перед Всевышним является развод». (Ибн Маджа)*

Если бракосочетание является договором мужчины и женщины о совместной жизни и воспитании детей, то развод — это разрыв этого договора.

Целью создания семьи является продолжение потомства и сохранение чести, необходимым условием которых являются согласие и любовь между мужчиной и женщиной. Составление семьи без согласия и любви невозможно, и их отсутствие вынуждает разорвать брачный договор.

В браке каждый мужчина желает иметь хорошую, преданную и нравящуюся ему жену. Так же и каждая женщина ждет от будущего мужа снисходительности, нежности, хорошего содержания и защиты от неблагоприятных ситуаций. Для достижения этого они всячески стараются и применяют разные средства. Но иногда даже такие старания не дают желаемого результата, характеры мужа и жены не сходятся, не соответствуют словам Всевышнего: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21). Один или оба супруга не любят друг друга, не находят удовольствия от совместной жизни и не могут быть поддержкой друг другу. Между ними растет вражда, их встречи безнадежны, наблюдаются горести и недовольство.

Что делать мужчине и женщине, на чьи головы обрушилась такая беда?

По Своей милости, Бог не обременил их таким положением и узаконил для этих двух несчастных развод.

Хотя по шариату развод и считается верным, он был узаконен только для разрешения вышеуказанных вынужденных обстоятельств, и, даже будучи дозволенным (халяль), он ненавистен Всевышнему.

Для того, чтобы развод не применялся в неблаговидных целях, чтобы некоторые мужья не превратили его в игрушку, на его пути были определены следующие пять врат, около каждой из которых необходимо остановиться.

1. Первые врата означают проявление терпения со стороны мужа и жены. Насколько бы не испортились отношения, муж и жена должны искренне проявить терпение и хорошенько взвесить все положительные и отрицательные стороны развода. Возможно, что в результате такого терпеливого и взвешенного подхода муж и жена поймут, что они избрали неверный путь, откажутся от своего намерения и встанут на путь примирения. Часто бывает так, что люди с разными характерами в первое время не ладят между собой, но после некоторого взаимного испытания между ними появляется согласие и дружба. Первоначальная холодность и неучтивость не является причиной разрыва отношений мужа и жены, так как существует вероятность такого же несогласия с новым мужем и новой женой. Если же по причине проявления терпения при первых размолвках отношения наладятся, то они будут защищены от повторных страданий. В мире немало супружеских пар, которые первые три­пять лет плохо ладили друг с другом, но в последствии их отношения улучшились. Поэтому при первых размолвках необходимо не разводиться, а некоторое время проявлять терпение.

2. Вторые врата заключаются в поручении дела третейскому суду. Если муж и жена не могут проявить терпение или оно не приносит своих результатов, то тогда нужно обратиться к казыям (у нас — к приходским имамам), которые должны рассмотреть возникшую проблему на третейском суде. Этот третейский суд, состоящий из близких мужа и жены, подробно изучит причины разочарований и размолвки между ними и не пожалеет сил для примирения супругов. Возможно, что виновная сторона признает свою ошибку, исправит ее и раскается. (См. Коран, 4:35).

3. Третьи врата — объявление первого незавершенного развода (талак раджый). Если третейский суд не смог примирить супругов и их отношения не улучшились, то муж один раз объявляет своей супруге о разводе. Возможно, что в этот момент, каждый из супругов задумается о том, «что первый развод уже свершился, что если он будет объявлен еще дважды, то отношения полностью прервутся и никакой возможности их восстановить уже не будет, что маленькие дети станут сиротами, что их некому будет воспитывать и кому они останутся, какая жизнь после этого будет дальше, с кем придется пройти земной путь? Станет ли жизнь после этого лучше, или она станет еще хуже сегодняшней?» Возможно, подумав об этом, они пожалеют о случившемся и по достоинству оценят семейные узы, отбросят прежнюю враждебность и помирятся, покаются о прошедших распрях и построят сильную семью. Такие случаи известны и распространены.

4. Четвертые врата — второй развод. Когда первое объявление о разводе не принесло пользы, он объявляется повторно. Возможно, что если упомянутые признаки не проявились при первом разводе, они возникнут во время второго. Задумавшись о том, что согласно шариату остается последний шанс, они раскаются и помирятся.

5. Пятые врата — третий развод. Из­за того, что объявление второго развода не дало своих результатов, разлад стал очевидным, а возможности примирения — исчерпанными, объявляется третий развод, после которого у бывших супругов уже не будет возможности сойтись снова. Бывшая жена становится для своего бывшего мужа совершенно чужим человеком. Отличие будет состоять лишь в том, что если с другими чужими людьми можно будет заключить новый брак, то с прошлым мужем или женой этого сделать будет уже нельзя, пока бывшая супруга не заключит настоящий брак с другим человеком и затем с ним разведется.

Невозможность примирения после всех этих усердий, установленных исламским законом в отношении развода, свидетельствует об отсутствии между мужчиной и женщиной предписанных Всевышним любви и согласия, дружбы и милосердия друг к другу, и поэтому в их совместной жизни не остается никакого смысла и их развод является вполне логичным.

То, что многие мусульмане разводятся по всякому ничтожному поводу или нарушают вышеуказанную последовательность, давая одновременно троекратный развод, не соответствует шариату и является грехом делающих это мужей и людей, способствующих этому, за что они будут нести свой ответ перед Всевышним.

Шариат вверил бракоразводный процесс в руки более уравновешенных и выдержанных мужчины в связи с эмоциональностью и поспешностью в выводах, присущих женщинам. Это сделано с целью предотвращения разводов по всяким повседневным и мелочным недомолвкам, обидам и досадам, часто случающимся в семейной жизни. Однако в нашей стране очень много случаев нарушения мужчинами данных им шариатом прав по бракоразводным процессам.

В то время когда жены разделяют все семейные заботы и даже выполняют необязательные по законам шариата полевые работы, очень многие мужья или из неприязни к жене, или по любви к другой женщине, решают развестись с женой. При этом, стремясь не возвращать ей приданое и лишить ее возможности выйти замуж за другого человека, мучают ее, бьют и вынуждают жену бросить свое имущество и уйти самой. Такие поступки со стороны мужа противоречат шариату. Религиозные деятели, которые, зная все обстоятельства, способствуют мужьям в таких делах разделяют этот грех.

Это одно из самых распространенных не соответствий шариату в нашей стране. Только Всевышнему ведомо сколь мало у нас происходит разводов, действительно соответствующих шариату.

Резюме: Необоснованный и беспричинный развод является святотатством и злоупотреблением его шариатского дозволения, обращенного только к вынужденным случаям.

Незнание законов шариата, неумение отличить решение людей от Божественного закона, признание правильными всякие хитрые уловки против повелений Господа — все это не только наша религиозная, но и социальная болезнь.

Говорят, что и в Европе семейные отношения испорчены и добродетельные ученые тратят много сил для их исправления. Но в этом вопросе мы сильно отличаемся от них — у нас вопросы семейных взаимоотношений разработаны очень хорошо и четко разъяснены Кораном и Сунной. Нам будет легко их исправить, нужно только постараться.

Будущее нации связано с крепостью семьи, а крепость семьи зависит от уважительного отношения мужа и жены друг к другу. Разводы должны были бы уменьшаться день ото дня и применяться только лишь в самых безвыходных ситуациях. Окрепнувшие таким образом семейные отношения станут причиной улучшения положения всей нации на мировой арене.

Последнее слово: Хотя Бог и ненавидит развод, Он еще больше ненавидит, когда мужчина живет и мучает свою жену, которую не любит и не считает своим спутником жизни, не стыдится других запрещенных шариатом похождений и действий в семейных отношениях. При таких обстоятельствах, когда развод неизбежен и еще не угасла надежда каждому из супругов найти подходящего спутника, каждый из супругов должен сам попытать свое счастье и свою дальнейшую жизнь.

Справка:

Ризаэтдин Фахретдин (1859–1936) - выдающийся татарский религиозный деятель. В 1891-­1906 гг. – казый Оренбургского магометанского духовного собрания (махкама шарʻийа), в 1906-­1908 гг. –  помощник редактора газеты «Вакыт», в 1908-1918 гг. – редактор общественно­религиозного журнала «Шуро», в 1922-­1936 гг. – Муфтий Центрального Духовного Управления мусульман Внутренней России и Сибири.

Автор целого ряда исторических и богословских сочинений, среди которых особую популярность получил комментарий к хадисам «Джавамигуль калим шархе».

Ризаэтдин Фахретдин,

*Хадис № 5. Джавамигуль калим шархе.

 

Перевод с татарского Ислам Зарипов

Газета "Медина аль-Ислам"

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: