Газета Минбар Ислама
Энциклопедический словарь
Время намазов на сегодня

Взгляды аль-Газали на проблему правоверия

ВЗГЛЯДЫ АЛ-ГАЗАЛИ НА ПРОБЛЕМУ ПРАВОВЕРИЯ

         В статье рассматриваются юридические аспекты понимания правоверия в системе Абу Хамида ал-Газали. Авторы демонстрируют, что Газали довольно чётко разделял юридическое (законническое) и онтологическое истолкование веры. В первом случае вера мыслится как свод формальных установок, а во втором — как свет, изливаемый в душу человека. Согласно Газали, юридическая вера не является гарантией спасения, в то время как отсутствие принадлежности к исламу не обязательно означает, что человек попадёт в ад навечно. Исходя из всеохватности божественной милости, Газали развивает максимально широкую трактовку правоверия, а также допускает возможность спасения неверующих. Ключевые слова: ал-Газали, суфизм, правоверие, апокатастасис, коранический гуманизм, всеохватность божественной милости.

Абу Хамид ал-Газали (1058– 1111) является крупнейшим исламским мыслителем, специалистом по  фикху, каламу,  фальсафе и  суфизму. За  интегральность своего понимания ре- лигии Газали называли худжжат ал ислам (араб. — «доказательство ислама»). Между тем на  русском языке отсутствуют работы, посвящённые такой важной стороне творчества Газали, как проблема правоверия. Эта тема рассматривается в  позднем труде Газали «Критерий различия между исламом и  ересью» (1104 г.)1. Данная работа писалась уже после «суфийского поворота» в жизни Газали, поэтому в ней имеются многочисленные указания на то, что конечное решение о  правоверии возможно лишь путём созерцания души человека и определения степени её чистоты. Однако Газали демонстрирует в работе и то, что можно назвать дуализмом в  понимании правоверия: речь идёт о  различиях, порой несовместимых, в истолковании юридических и онтологических аспектов веры. Этот дуализм отражает более общую проблему сочетания принципов фикха и принципов тасаввуфа, характерную для теологической

Чистота человеческой природы

Центральное место в представлениях Газали о правоверии занимает исламская идея о первоначальной чистоте человеческой природы (фитра). В «Книге, избавляющей от заблуждения», размышляя над своим жизненным опытом, он вспоминает, что уже в раннем возрасте осознал большое значение воспитания для формирования взглядов человека. Газали обратил внимание на то, что «христианские отроки получали не иначе как христианское воспитание, иудейские — иудейское, а мусульманские — мусульманское». И затем он узнал о хадисе, в котором говорится: «Каждый новорождённый появляется на свет в первородной чистоте, и лишь впоследствии родители делают из него либо иудея, либо христианина, либо мага» (ал-Бухари). Именно стремлением к познанию первоначальной природы человека были мотивированы его интеллектуальные поиски: «В те отроческие годы душа моя устремилась к постижению первоначальной природы человека и истинной природы догм, приобретаемых путём подражания родителям и наставникам, к тому, чтобы разобраться, чем отличаются эти догмы одна от другой». Результаты многолетних изысканий в данной области представлены в работах «Воскрешение наук о вере» и «Эликсир счастья». Согласно Газали, каждый человек в глубине души является правоверным, и эта его природа (фитра) неизменна. Тем не менее на эту правоверную природу могут накладываться слои грязи и пыли, что мешает проникновению Божьего света в душу человека (здесь используется распространённая метафора зеркала: само по себе оно призвано отражать свет, но, будучи загрязнённым, делает это недостаточно хорошо). Свою позицию по поводу фитры Газали разъясняет в «Воскрешении наук о вере» следующим образом. «Каждый человек был наделён верой в Бога… Затем человечество разделилось на группы: на тех, кто отказался от своей веры и забыл её, т. е. на неверных, и на тех, кто осмыслил и запомнил, подобно имеющему свидетельство (шахада), который забыл его по невнимательности и после этого вспомнил. По этой причине Всевышний сказал: “Так что они могут вспомнить” (Коран, 2: 221), “Так что имеющие понимание могут вспомнить” (38: 29), “Помни о милости Божьей, что на тебе, и Его договоре, которым Он связал тебя” (5: 7), “Мы сделали Коран лёгким для запоминания; есть ли кто-либо, кто вспомнит?” (54: 17, 22, 32, 40). Воспоминание бывает двух типов: одно — это воспоминание образа, который однажды существовал в сердце (калб) человека, но затем исчез; другое — это воспоминание того, что было запечатлено в [душе человека] посредством естественной предрасположенности (ал-фитра). И эти истины вполне ясны тем, кто размышляет, но неприятны тем, кто привык следовать авторитету (таклид), а не изучать и рассматривать их самостоятельно». Следовательно, человек склонен к правоверию, однако на этом пути ему могут помешать ложные авторитеты и собственные недостатки. Испорченность человеческой природы, к которой приводит социализация, проявляется в неверии (куфр). Газали трактует куфр в широком смысле — включая сюда как заблуждения мусульман, так и неверие тех, кто находится за рамками ислама. Кроме того, он проводит важное различие между юридическим и онтологическим пониманием неверия. Юридический (законнический) взгляд предполагает всё то, что характеризует ислам как социальную доктрину. Онтологический же взгляд ориентирован на то, каков статус человека в действительности, т. е. на глубинном уровне. Газали неоднократно высказывает точку зрения о том, что юридическая принадлежность к умме не выступает гарантией того, что человек поистине является мусульманином, т. е. смиренным перед Богом. В свою очередь, отсутствие юридической принадлежности к умме не означает, что человек лишён возможности приближения к Богу и спасения. Трактовка проблемы правоверия через призму юридического взгляда характерна для теологических работ Газали, таких как «Срединный путь теологии», «Воскрешение наук о вере» и «Критерий различия между исламом и ересью», в то время как онтологический взгляд более подробно представлен в его суфийских работах, особенно в «Нише света», однако спорадически встречается и в теологических работах.

 Гайнутдин (Гайнутдинов) Р.И., Мухетдинов Д.В. ВЗГЛЯДЫ АЛ-ГАЗАЛИ НА ПРОБЛЕМУ ПРАВОВЕРИЯ. Ислам в современном мире . 2016;12(1):21-38.

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: