Первый зампред ДУМ РФ рассказал членам Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОП РФ о высоконравственных ценностях
30.03.2017
29 марта 2017 года в Общественной Палате РФ состоялось заседание членов Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. На повестке дня обсуждение концепции закона «О защите высокозначимых нравственных ценностей». С докладом «Высоконравственные ценности» выступил первый зампред ДУМ РФ член ОПРФ Дамир Мухетдинов.
Ниже приводим текст выступления Дамира Мухетдинова.
Уважаемые коллеги!
Приступая к рассуждению о высокозначимых нравственных ценностях, мы имеем в виду, прежде всего, национальные, религиозные, патриотические чувства людей, историческую память, оскорбление, унижение и пренебрежение которыми подавляющее большинство людей воспринимают болезненно. Именно поэтому вопрос, который нас собрал сегодня, требует самого внимательного и обстоятельного изучения. Я считаю нужным изложить ряд своих тезисов.
1. Обсуждаемая концепция закона прямым образом коррелирует с принятыми несколько лет назад законодательными нормами об уголовном наказании за оскорбление чувств верующих. Поэтому нам следует четко представлять себе правоприменительную практику и реальный достигнутый эффект от того закона.
Уязвимость данной инициативы в том, чтобы провести четкие границы понятия "высокозначимые ценности" на юридическом языке (равно как и прежде - понятия "религиозные чувства верующих"). Тогда высказывалось много скепсиса относительно выработки адекватного определения и терминологического аппарата и сегодня эти же опасения имеют место быть. Нужно учитывать чрезвычайно многосложный, многосоставный характер российской цивилизации, нам крайне нежелательно довести дело до конкуренции и столкновения высокозначимых нравственных ценностей, потенциально грозящих дисгармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений. К примеру, личность Иосифа Виссарионовича Сталина, чья деятельность разными частями нашего общества удостаивается диаметральных оценок, но, кстати, для обеих крайних точек этого диапазона личность Сталина является высокозначимой ценностью, как кумир или как антикумир. Не так давно в нашей стране появились памятники Ивану Грозному - "крепкому государственнику", Однако о том, что царь Иоанн IV стал причиной национальной катастрофы для многих этносов России и установка памятника оскорбляет историческую память миллионов людей не подумали.
Если обратиться к этической составляющей высокозначимых ценностей, следует отдавать себе отчет и в том, что есть риск довести саму идею о нравственности до абсурда.
На первый взгляд, в рамках сложившейся идеологической модели, здесь вроде бы всё ясно: есть «традиционные российские», т.е. патриархальные ценности, и «антиценности», привносимые с современного Запада.
Но при ближайшем рассмотрении эта схема не выдерживает критики. Действительно, все религии мира имеют единый гуманистический базис, который в большей или меньшей степени совпадает с Моисеевыми заповедями. Любая религия запрещает убивать, воровать, клеветать, и сегодня такие фундаментальные нарушения человеческого общежития регулируются законом, например, Уголовным кодексом. Когда же мы отступаем от этих общезначимых запретов, мы попадаем на поле конкретных религий и моральных традиций. Оказывается, что «традиционные ценности» разных религий вовсе не едины, а в ряде вопросов как раз-таки противоречат друг другу.
В Коране сказано: «женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех» (4:3) ), а вот, например, Иисус Христос в Евангелии от Матфея (гл.19) явственно говорит о моногамии. Кроме того, Иисус запрещает разводы, в то время как в Коране Бог их разрешает, и половина 65 суры Корана (она так и называется - «Развод») посвящена регламентированию разводов. Так нравственно или безнравственно разводиться? Или русским нельзя, а татарам и башкирам можно? В Коране также говорится о монашестве: «монашество они изобрели; Мы им его не предписывали» (57:27). Значит ли это, что мусульмане должны игнорировать нравственные поучения русских старцев из-за их нелегитимного, с божественной точки зрения, статуса? И таких вопросов множество.
Борьба за нравственный облик рискует немедленно выродиться в лицемерие, ханжество и фальшь.
Пророк Мухаммад (да благословит его Бог и приветствует) говорил: «Никого не спасут дела его». Когда же его спросили, относится ли это и к нему самому, он ответил: «И даже меня, если только Бог не окажет мне Свою милость (Бухари, 6463). В рай же может попасть лишь тот, кто может поручиться «за то, что находится между его челюстей и между его ног» (Бухари, 6474), т.е. за полную чистоту своего языка, помыслов и плотских вожделений. Об этом же говорит и Иисус Христос фарисеям, приведшим к нему прелюбодейку: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8:7). Так давайте же не будем уподобляться тем фарисеям! «Что гордится земля и пепел?» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 10:9), - вопрошает ветхозаветный мудрец, и с ним невозможно не согласиться.
2. Очень важно всем нам понимать, как мировые религии, а в частности христианство и ислам, смотрят на вопрос оскорбления и попрания религиозных чувств в контексте отдельно взятой личности. Говорящий пример из истории пророка Мухаммада (мир ему). Пророк (мир ему) молился за язычников Мекки и Таифа, которые не просто высмеивали и оскорбляли его, но и травили, побивали, проливали его кровь, писали против него гнусные стихи, а в то время, когда он пребывал в земном поклоне молитвы, выливали ему на голову помои и навоз животного. Несмотря на все это, Посланник Аллаха неустанно молился за них со словами: "Господи, прости им, ибо не ведают они, что творят! Господи, покажи им путь прямой!", так, как научил его Сам Создатель через Свое послание Кораном. То есть усмирение своего эго, равнодушие к попыткам унизить − важная часть этики единобожия. Все библейские пророки терпели оскорбления и не возвращали хулителям злом, демонстрируя иную парадигму мышления, силу духа и милосердность. Убежден, что этот пример сохраняет свою актуальность и сегодня, подчеркивая, что в личностном плане наилучшей реакцией верующего человека на оскорбление должно быть прощение и проявление снисхождения.
3. Иного подхода требует, тем не менее, рассуждение о реакции на унижение и оскорбление в контексте всего общества. Безусловно, если всякий невежда начнет позволять себе хулить своего соседа, результатом станет хаос в обществе. Дискутируя онлайн или оффлайн в кругу своих единоверцев и во внешней аудитории, я неизменно подчеркиваю: если ты принял паспорт гражданина Российской Федерации и расписался в соответствующей графе, ты, тем самым, подтвердил свое обязательство соблюдать законы этого государства и не имеешь права, в том числе и с точки зрения религиозного учения, нарушать эти законы.
Если мы хотим достичь консенсуса в этой области, вероятно, нам следует собрать группу из светских специалистов по этике и истории отечественной мысли и ведущих богословов всех традиционных конфессий страны. Пусть они определят «общий знаменатель»: что можно считать традиционными ценностями. Чёткое прописывание конкретных положений будет представлять собой реальный межконфессиональный и, шире, общественный диалог.
В качестве позитивного решения вопроса я бы хотел предложить всем нам следовать указанию Всевышнего, данному в Коране: «И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах» (5:51). Т.е.: пусть каждая община, каждая религиозная организация порекомендует своим членам, что можно считать нравственным, а что – нет. Общую основу нашего социального поведения и взаимоотношений составлял и будет составлять светский российский закон, единый для всех. То же, что он не регламентирует, останется на совести каждого взрослого свободного человека и каждой религиозной общины нашей необъятной страны: «У вас - ваша вера, и у меня - моя вера» (Коран, 109:6). Каждый вопиющий случай святотатства совершается личностью вследствие того или иного нравственного выбора. И каждый раз это означает, что рядом с кощунником или кощунницей не оказалось другой личности, которая нейтрализовала бы всю эту злобу и желчь, смягчила мятежную душу и показала пример милосердия. И мы − религиозные деятели, должны быть первыми, кто сделает это.
Спасибо за внимание!
Комментарии:
Пока нет комментариев