Газета Минбар Ислама
Энциклопедический словарь
Время намазов на сегодня

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин о месяце Рабиуль-Авваль

По воле Всевышнего Аллаха идет месяц Рабиуль-Авваль,
третий месяц мусульманского календаря

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин в своей книге «Ислам: вероубеждение, поклонение, нравственность, закон», изданную в ИД «Медина», рассказывает о месяце рабиу-ль-авваль, ознаменовавшем собой появление на свет Пророка Мухаммада (мир Ему).

« الْأَوَّلُ رَبِيعُ

Название месяца происходит от двух арабских слов — рабиу (осень) и авваль (первый). И хотя в современном арабском языке слово рабиу означает «весну», в древности оно означало «осень», т. е. данный месяц считался осенним.

Подобная двойственность заложена и в намазе: будучи исполненным искренне, он может приблизить к Всевышнему, но если молитва совершается напоказ и не останавливает от грехов, она может быть не принята, что отдаляет Божьи творения от Творца.

Мавлид/ مَوْلِدُ النَّبِي — праздник,
посвященный любимому Пророку ﷺ

Мавлид является памятной датой, посвященной нашему пророку Мухаммаду ﷺ. И связана эта дата с месяцем рабиу-ль-авваль, т. к., согласно историческим хроникам, именно в этом месяце родился Посланник Аллаха ﷺ, и в этом же месяце он ушел из этого мира.

Согласно мнению известных богословов (например, Ибн Хаджара (1372–1448) и ас-­Суйути (1445–1505)) Мавлид является «благочестивым и разрешенным новшеством» (бидаа хасана). Обосновано это мнение тем, что данная памятная дата не только не несет в себе ничего отрицательного, но, напротив, позволяет больше вспоминать о Пророке ﷺ, что, безусловно, является благом.

На государственном уровне Мавлид впервые стал отмечаться в начале XIII в. по инициативе мусульманских правителей Эрбиля . Перед этим произошло собрание авторитетных богословов того времени с тем, чтобы они выразили свое мнение по поводу этого дня. Теологи отметили, что вспоминать Пророка ﷺ, читать для него благословения (салаваты) и изучать его жизненный путь (сиру) являются богоугодными деяниеми и подтверждаются Кораном и Сунной.

Аллах (Всевышен Он) сказал:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О, уверовавшие! Благословляйте же его и приветствуйте миром» .

А согласно хадисам:

لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَلَدِهِ وَوَالِدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ

«Никто не будет считаться настоящим верующим, если в душе его Пророк ﷺ не будет ему милее, чем дети его, родители его и все остальные люди» .

أَيُّمَا رَجُلٍ قَالَ لِأَخِيهِ يَا كَافِرُ فَقَدْ بَاءَ بِهَا أَحَدُهُمَا

«Кто обвинил человека в неверии, к тому самому этот грех вернется».

Следует отметить, что противники Мавлида, по сути своей, критикуют не его проведение как таковое, а дату, отмечая, что благословлять Посланника Аллаха ﷺ можно в любое время. Однако при этом возникает вопрос —почему же в любое другое время можно читать салаваты, а именно в этот месяц нельзя?

Необходимо понимать, что по этому вопросу между теологами существует ихтилаф, т. е. различие во мнениях. А это означает, что (согласно шариатскому правилу об ихтилафе) мусульмане вправе следовать за мнениями тех теологов, кто одобряет Мавлид. Следовательно, никто не имеет право обвинять в заблуждении тех мусульман, кто отмечает эту памятную дату. Пророк ﷺ говорил:

لاَ يَرْمِي رَجُلٌ رَجُلاً بِالفِسْقِ أَوِ الكُفْرِ، إِلاَّ ارْتَدَّتْ عَلَيْهِ إنْ لَمْ يَكُنْ صَاحِبُهُ كذَلِكَ

«Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет в этом, на самом деле) таковым не является»».

Да наградит Аллах всех верующих Своей Милостью и позволит следовать Сунне Пророка Мухаммада (мир Ему)!

  

Пресс-служба Духовного управления мусульман
Свердловской области  (Уральский Мухтасибат)


Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: